четверг, 17 сентября 2009 г.

Youssou N’Dour - Eyes Open





Для далекого от этно-музыки слушателя Youssou N’Dour вероятно наиболее известный африканский исполнитель. Для своей исторической родины, Сенегала, и культурно близких стран - живой символ реализации "африканской мечты". В разнотканном полотне этно-музыки его голос стал знаковым; сотрудничество с такими разными мировыми звездами, как Peter Gabriel, Sting, Neneh Cherry, Brandford Marsalis и Wyclef Jean сфокусировало рассеянное внимание западных слушателей на уникальности музыки "затерянного рая". Youssou N’Dour родился 1 октября 1959 в окрестностях Медины (буквально, 'старый город') столицы Сенегала, Дакара. Его мать, Ndeye Sokhna Mboup, принадлежала к касте гриотов и была широко известна как традиционный музыкант. Youssou начал петь в раннем возрасте, сначала на семейных праздниках, а после того, как в 12 лет "засветился" в радио-шоу юных талантов, уже регулярно выступать на публике.
Хотя его отец был не в восторге от музыкальной карьеры сына. "Я недолго следовал традиции моей матери, мой отец все время старался, чтобы я отошел от гриотов, от музыки вообще. Он часто говорил мне, что люди не уважают музыкантов и что его беспокоит мое будущее." Помимо музыки юный Youssou интересовался театром и в 1972 стал участником драматической труппы Sine Dramatic. Увлечение современной музыкой привело его в состав поп-группы Orchestre Diamono. Параллельно он продолжал изучать теорию музыки в дакарской Ecole des Arts. В 1975 Youssou был приглашен в Star Band, одну из самых популярных сенегальских групп тех лет. Они были резидентами крупнейшего ночного клуба Дакара, The Miami Club. Ансамбль был основан в 1960 и воспринимался как символ независимости Сенегала.
Они начинали с кубинской румбы, но вскоре стали использовать все больше традиционных ритмов, инструментов и, в конечном счете, исполнять тексты на Wolof и других местных языках. Добавление сенегальского барабана tama с его характерным "раскалывающим" звуком и будоражащим ритмом окончательно повернуло их музыку в направлении, позже названном mbalax (слово на языке Wolof для описания ритма). В 1977 Youssou - провозглашенный Dakar's Little Prince - сформировал уже собственный проект, Etoile de Dakar (Звезда Дакара, по-французски). Многие его партнеры по Star Band присоединились к нему и по сей день Youssou работает с мастером talking drum Assane Thiam, Babacar Faye на барабанах sabar, и басистом, клавишником и аранжировщиком Habib Faye (который стал и музыкальным директором группы). Etoile de Dakar выпустили 10 кассет, начиная с Tabaski в 1981, которые демонстрировали процесс создания нового уникального сплава корневой музыки с западными влияниями в инструментах и аранжировке.
Общественное внимание все отчетливее фокусировалось на фигуре Youssou N’Dour, что привело к отделению проекта Etoile 2000 в начале 80х. Затем Youssou переименовал группу в Super Etoile de Dakar. Под этим именем они стали одной из самых популярных групп в Африке. В 1979 с помощью ассоциации таксистов-сенегальцев, существовавшей во Франции и Италии, Youssou N'dour предпринял первые попытки проникнуть на западный рынок, но результат оказался удручающим. Лишь пять лет спустя альбомом Immigrés/Bitim Rew ему удалось добиться определенного резонанса на Западе. Но настоящий прорыв в его международной карьере связан с именем ставшего его близким другом Peter Gabriel.
После участия в записи 'In your eyes' с очень успешного альбома Peter Gabriel So (1986) Super Etoile была приглашена в качестве группы поддержки его мирового тура. В 1988 Youssou N'dour выступал уже полноправной звездой в туре Human Rights Now! организации Amnesty International наряду с Gabriel, Bruce Springsteen, Sting и Tracy Chapman. В 1989 Youssou N'dour подписал контракт с Virgin, которая рассчитывала, что он станет первой мировой звездой направления World Music. Вышедший вскоре альбом The Lion |Gaïende, однако, надежд не оправдал, и даже несколько снизил его популярность на родине. Некоторые его старые фаны посчитали новый звук чересчур прозападным, но Youssou воспринял это спокойно. "Истинно сенегальская музыка не скоро станет популярной. Потому что она, эта потрясающая музыка, своего рода язык и нужно узнать так много, чтобы понять ее на все 100%."
Следующие релизы (Set, Eyes Open/Xippi и The Guide/Wommat) добились гораздо большего успеха как на западе, так и в Африке. Социальный заряд текстов Youssou с альбома Set оказал настолько мощное воздействие на молодых сенегальцев, что привел к созданию экологического движения Set-Setaal/Очисться!, которое занималось реставрацией и уборкой зданий, решением санитарных и питьевых проблем в крупных городах. [Хотя понятие "города" для Африки - это отдельная история...] По некоторым сведениям, в 1993 в Париже была поставлена первая африканская опера, музыку к которой написал Youssou. И, наконец, в 1994 произошло поистине историческое событие как для него лично, так и для всего направления world-music. Cингл 7 Seconds, - плод сотрудничества Youssou N'dour с хип-хоп певицей Neneh Cherry, - был продан в количестве более двух миллионов копий, и собрал букет всевозможных мировых наград.
Огромное число людей по всему миру смогло увидеть и осознать факт существования совершенно иного подхода к музыке, иных культурных традиций. В том же году сенегальский режиссер Ndiouga Moctar Ba снял фильм You, Africa!, запечатлевший триумфальный тур Youssou по девяти африканским странам. В кратких интервью между концертными съемками музыкант говорил о политической роли своей музыки, об отношении к творчеству и о своих усилиях, направленных на процветание Африки. Стремясь помочь продвижению своих соотечественников в музыкальном бизнесе, Youssou построил в Дакаре современную 24-дорожечную студию звукозаписи, названную Xippi. Ее первыми релизами стали альбомы певца Manuel Diop, и сестры Youssou, Abibatou N'dour. Помимо студии он владеет лейблом Jojoli (на котором издаются все записи Super Etoile), ночным клубом The Thiossane, FM-радио Com Sept и газетой L'Info Sept. "Все эти вещи - моя студия, мой лейбл, мой клуб, моя радиостанция или моя газета,- случились только благодаря тому, что я уже был музыкантом".
Следующий хит-сингл Youssou N'dour, "La Cour Des Grands: A Ton Tou De Jouer -- Hymn Official De La Coupe Du Monde De Football", был записан дуэтом с певицей Axelle Red к чемпионату мира France 98. В том же году Youssou написал музыку к мультфильму Michel Ocelot Kirikou and The Witch, созданному на основе восточноафриканского сказания о мальчике и ведьме Karaba. "Я прочитал сценарий года за два до того. Это был период, когда мне присылали массу сценариев, чтобы я написал к ним музыку или сыграл в них. Но Kirikou был единственным, который привлек мое внимание и по двум причинам. Сначала меня привлекла тема африканской истории, которая очень близка моим чувствам. И затем возможность снова работать в контексте традиционной музыки. Это было конкретным требованием создателя: отказаться от использования современных инструментов, чтобы опереться на более естественный источник вдохновения. Поэтому мы использовали только традиционные инструменты - balafon, ritti, kora, xalam, tokho, sabaar. Я впервые работал над музыкой для кино и для меня это был настоящий вызов. Но когда я увидел уже готовый фильм, я был по-настоящему потрясен силой изображения, энергией красок и оригинальностью характеров. Эти идеальные картинки, конечно, не похожи на современную Африку, но это та самая мистическая и стилизованная Африка, страна детских сказок". Между тем, конъюнктура в мировом шоу-бизнесе успела измениться и направление world music перестало казаться выгодным товаром гигантам индустрии. Изменения коснулись даже таких мега-звезд, как Youssou. Несколько классных альбомов того периода,- St-Louis, Lii!, Disque D'Or,- так и не были изданы на CD, и единственной его заметной работой стала песня "How Come?", записанная с Canibus и Wyclef Jean для политического боевика Bulworth.
21 февраля 2000 после шестилетнего перерыва фирма Sony выпустила так долго ожидаемый альбом Youssou N'dour Joko (From Village To Town). Успешный альбом, к тому же записанный при участии таких звезд, как Peter Gabriel ('This Dream'), Sting ('Don't Walk Away') и выступившего продюсером трех треков Wyclef Jean. К сожалению, из-за того, что многие песни спеты на английском языке, уникальному голосу Youssou не была дана возможность сыграть во всю мощь. Альбом был номинирован на премию Грэмми. "Я современный человек. Мне нравятся традиционные вещи, но я считаю, что африканская музыка должна быть более популярной. Мы должны идти вперед". Joko на Wolof значит связь или объединение, и это слово стало девизом проекта, начатого Youssou в начале 2001. Его задачей было создать в Сенегале интернет сообщество, предоставив доступ к сети как можно большему числу сенегальцев. Другой целью было создание культурного поля для общения с сенегальскими экспатриантами.
По стране начали открываться Joko-клубы (первый - на его малой родине, в Медине и второй - в деревне N'Goundiane). Техническими спонсорами Joko Network выступили компании HP World e-Inclusion и сенегальский телекоммуникационный провайдер Sonatel. "Привести африканцев в интернет - это на сегодня самая важная вещь, которую я могу сделать как музыкант. Я хочу показать людям, что мы такие же, как все, мы - часть мира. У нас ведь континент такой богатой культуры и всего остального. Так почему мы должны отставать?" 22 октября 2002 на ведущем на сегодня этно лейбле Nonesuch вышел альбом Nothing's in Vain (Coono du Réér) - лучшая работа Youssou за последние лет десять. Великолепно записанный, современный и неожиданный альбом!
Появилось много французской музыки - стоить отметить удивительное звучание песни 'Il n'Y Pas d'Amour Heureux'. Слушать голос Youssou - настоящее наслаждение. "Одной из вещей, которую я решил с самого начала, было желание окружить мой голос очень традиционными сенегальскими инструментами, которые при этом будут исполнять совершенно нетрадиционные аранжировки... Было настоящим счастьем, что удалось собрать таких музыкантов, как исполнители на Xalam Thiama Sy и Barou Sall, Edouard Manga на kora, Mbaye Ndiaye на riti и Al-Seyni Camara на balafon, в нашей студии вместе с Habib (Faye) и моей постоянной группой. Nothing's In Vain, для меня, альбом-размышление. И в нем наряду с песнями радости - даже просто веселья - есть и мрачные темы. Как и в самой любви". Недавно появилась возможность оценить насколько сильно (в лучшую сторону) повлияло сотрудничество с Nonesuch на конечный результат. Большая часть вошедшего в альбом Nothing's in Vain материала сначала была выпущена лейблом Youssou Jojoli на кассете Ba Tay (затем переизданной на CD). Контраст разительный! По счастью, это было только началом... Второй альбом на Nonesuch Egypt, вышедший летом 2004, стал подлинным шедевром!
Youssou N'dour вновь заставил говорить о себе, как о потрясающе гибком и динамичном исполнителе невероятной глубины, для которого не существует этнических / культурных барьеров. Помимо чисто музыкального эксперимента, Youssou пошел и на духовный - посвятив альбом исследованиям особенностей сенегальского Суфизма (мистической культуры мусульман). В наши дни тема Ислама воспринимается довольно напряженно, именно поэтому после событий 11 сентября выпуск уже готового материала был отложен на четыре года. "В современной ситуации в мире очень трудно найти способ донести до других людей смысл нашей религии. Большинство людей просто игнорируют это. Египет - это не просто страна, это концепция, это дух. Этим альбомом я хотел показать, что нет двух разных Исламов - один в Сенегале, другой - в Египте, - он един. Способы его проповеди могут различаться, но смысл остается неизменным". Альбом записан в сотрудничестве с оркестром признанного египетского маэстро Fathy Salama - "отступника" сцены Каира, как он сам себя называет.
В 80х он был автором порядка двух тысяч(!) популярных мелодий, но затем отошел от пути легкого успеха, создав группу Sharkiat. В этом проекте он экспериментировал с сочетанием новейших технологий и традиционной арабской музыкой. В составе нового оркестра Fathy Salama двое русских – скрипачи Юрий Каблоцкий и Василий (фамилия пока не найдена). "Каждый год во время Рамадана я прекращаю всякую активную деятельность. Я остаюсь дома. Я встречаюсь с друзьями и мы говорил о религии и разных аспектах духовного. И я подумал, что раз это настолько важно для меня, почему не написать об этом музыку? И в то же время я вспомнил себя лет в 10, когда я слушал по большому приемнику отца все дни напролет Oum Kulthum (ушедшая египетская певица)... И эти две мысли - Рамадан и музыка Египта - появились у меня одновременно". Egypt можно слушать бесконечно, настолько много там интересного и неожиданного. Альбом года, без сомнения, а возможно и нескольких лет.
В 2005 Egypt получил Грэмми как Best Contemporary World Music Album. Если без пафоса, для Youssou как верующего человека, это, наверное, самая важная награда - заставить услышать себя через стену страха и непонимания.
По материалам сайта http://ethnotrip.blues.ru/tripz/signset.html Отдельное спасибо Ольге (rolya69).
http://rapidshare.com/files/281205943/Eyes_Open.rar
187-206 кбит/с

Комментариев нет:

Отправить комментарий